Артикуляционная гимнастика

   Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов речи (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],[ж],[л],[р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного положения к другому. Этому и поможет научиться артикуляционная гимнастика.
  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
 Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
 Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.


Комплексы артикуляционной гимнастики 
- по группам звуков:
  Ниже представлены упражнения артикуляционной гимнастики, сгруппированные в комплексы по группам звуков, которые можно использовать в работе с детьми, подбирая индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от его речевого дефекта.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков


Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков 
Ш, Ж, Щ, Ч
 

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков 

Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль


Артикуляционная гимнастика для звуков Р, Рь