Тема недели "Одежда, обувь, головные уборы"

Достаньте одежду из вашего шкафа. Разложите её перед ребенком. Познакомьте ребёнка с названиями: воротник», «рукав», «рукава», «карман», «карманы», «пуговица», «пуговицы», «молния», «капюшон». Расскажите, что бывает верхняя и нижняя одежда. Верхняя так названа, потому что мы носим её сверху, нижняя – внизу, под одеждой. Посмотрите рисунки на одежде, поговорите о том, из чего она сделана. Называйте одновременно цвет одежды, считайте рукава, карманы, пуговицы. Расскажите ребёнку о том, что такое сезонная одежда. Пусть угадает, в какое время года носят данную одежду (шапку, куртку – зимой, кепку, майку – летом).


Существительные:

пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф,   шапка,   брюки,   кофта,   свитер,   джемпер,   юбка, джинсы,  берет,  кепка,  перчатки,  воротник,  рукава,  карман, молния, пуговицы, шнурки.

Глаголы:

надевать, одевать, переодевать,  снимать,  носить, шить, вязать, штопать,  стирать,  полоскать,  чистить, чинить, сушить, вытирать, обувать, ухаживать.

Прилагательные:

кожаная,   меховая,   ситцевая,   шёлковая,   шерстяная, фланелевая,   мокрый,   сухой,   тёплый,   лёгкий короткий, длинный, чистый, грязный.

 

Пальчиковая гимнастика

СТО ОДЁЖЕК 

Лиф на байке,

Три фуфайки,

На подкладке платьице,

Шарф на шее,

Шаль большая,

Что за шарик катится?

Сто одёжек,

сто застёжек,

Слово вымолвить не

может.

Мама так закутала,

Что не знаю, Тут ли я!

 

 

 (Поочерёдно загибают

пальцы на обеих руках

одновременно на каждое

название одежды.)

 

(Пожимают плечами.)

 

(Ритмично сжимают- разжимают пальцы обеих рук.)

(Похлопывают себя по плечам.)

(Пожимают плечами.)

 

 (Руки от груди, через середину

сбрасывают вниз.)

 А. Барто

Артикуляционная гимнастика «Одежда»

«Передаем эмоции» Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: малыш радуется новой шубке, удивляется варежкам с мордочкой, восхищается новым костюмом мамы; печалится, нечаянно испачкав брючки.
«Испачкали платье (брюки) и рассердили маму» Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!» Выразить смущение.

«Застегивание и расстегивание молнии» Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

«Большие пуговицы и маленькие пуговки» Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

«Иголочка» Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
«Воротник с широкими и острыми краями» Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

«Строчка» Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

Игра «Кто подберет больше слов?»

Цели:  активизировать   словарный   запас   существительных, закреплять формы винительного падежа существительных.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать

предметы или картинки.

— Что   можно   сшить?  (платье,   пальто,   сарафан,   рубашку, шубу, панаму, юбку и т. д. )

— Что   можно   связать?  (шапочку,   варежки,  шарф,   кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)

— Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

— Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т. д.)

— Что   можно   «надвинуть»   на   голову?  (шапку,   фуражку, панаму, кепку и т. д.)

 

Игра «Кто что делает?»

Цели: активизировать словарный запас глаголов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.

Бабушка спицами шарф (что делает?) ...

Маша на полотенце узор ... Мама пуговицу к пальто ... Даша новую юбку ...

Игра «Правильно ли мы одеваемся?»

Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.

Ход   игры.  Воспитатель   называет   действия,   которые   мы совершаем   при   одевании,   в   измененной   последовательности. Дети находят ошибку в высказывании.

Например:

Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту.

Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.

 

Игра «Запомни и назови»

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3-5),  обозначающих предметы одежды,  затем повторить его и выложить соответствующие предметные картинки.

Например:

Воспитатель: Кофта, платье, пальто.

Ребёнок:  Кофта,  платье,  пальто  (выкладывает  картинки в названном порядке).

 

Игра «Скажи наоборот»

Цели:  обогащать   словарный   запас   прилагательных,   учить подбирать антонимы к данным словам.

Ход   игры.  Воспитатель   называет   детям   прилагательные, характеризующие одежду и её части. Дети подбирают антонимы к прилагательным.

Например:

чистый — грязный длинный — короткий

мокрый — сухой толстый — тонкий

большой — маленький новый — старый

тёплая — лёгкая

 

Игра «Закончи предложение»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке».

Ход   игры.  Воспитатель   читает   сказку,   пропуская   слово пальто. Дети должны закончить предложения в сказке. После того, как дети выполнят задания, воспитатель  задаёт вопросы  по   тексту,   читает   текст   второй   раз   с   установкой   на запоминание. Дети пересказывают текст «по цепочке».

 ЗАЙЧИШКИНО ПАЛЬТО

Жил-был   зайчик.  Хотел   он   сам  одеться   и   порадовать маму-зайчиху. Стал он надевать брюки — засунул обе лапы в одну брючину.  Хотел шагнуть и упал.  Заплакал зайка.  Тут пришёл   старший   братец.   Он   объяснил,   как   правильно надевать   брюки.   Стал   братец   надевать   на   малыша... (пальто).  Смотрит,   оторвана   пуговица   у...  (пальто). Старший   брат   при-шил   пуговицу   к...  (пальто).  Малыш надел... (пальто). Он теперь доволен своим... (пальто). Но

что забыл сказать зайчонок? (Спасибо).

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Игра «Один — много»

Цели:  развивать грамматический строй речи  (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход   игры.  Взрослый бросает   мяч,   называя существительное  единственного  числа.  Ребёнок, поймав  мяч, называют родительный  падеж существительного во множественном числе.

Например: У меня одна шапка. — У меня много шапок.

 

Игра «Будь внимателен»

Цели:  развивать грамматический  строй речи, учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями.

Ход   игры. Взрослый предлагает  детям сгруппировать предметы в зависимости от их  родовой принадлежности и разложить по двум коробкам.

1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.). 2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.).

 

Игра «Назови ласково»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (умение образовывать   существительные   с   помощью   уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Ход игры. Взрослый называет слово и передаёт ребёнку мяч. Ребёнок называет это слово ласково и возвращает мяч.

Например: юбка — юбочка

 

Игра «На швейной фабрике»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Ход игры. Взрослый выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились на  швейной  фабрике. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита, какая она.

из меха — меховая                  из шерсти — шерстяная              из шелка — шелковая               

из ситца — ситцевая                 из кожи — кожаная                      из джинсы —джинсовая

из фланели — фланелевая       из драпа — драповая

 

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Взрослый предлагает детям нарисовать только ту одежду и обувь, в названии которой два слога.  Выигрывает тот, кто нарисовал больше.

 

Игра «Назови первый звук»

Цели:  развивать   фонематический   слух,   учить   определять первый звук в слове.

Ход игры. Взрослый предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер, кофта, носки.

 

Игра «Сколько звуков?»

Цели:  развивать  фонематический   слух,   совершенствовать навыки   звукового   анализа   и   синтеза,   учить   определять количество и последовательность звуков в слове.

Ход   игры.  Взрослый  предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

  • назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
  • назвать звук перед или после заданного;
  • назвать звук между заданными.

Слова: шапка, шарф, пальто, кофта, носки.

 

Загадки по теме (смотреть) 

Игры в стихах (смотреть)

Скороговорки

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.

 Стеша спешила, рубашку шила,

Да поспешила — рукав не дошила.

 

Шапка да шубка —  Вот и весь Мишутка.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

 

Диалог

Цели:  развивать   общие   речевые   навыки,   интонационную выразительность речи.

ШАПКА

— Шапка, шапка, где была?  — Я была в кино.

— Что ж ты, шапка, видела?  — Было так темно...

Задремала я нечаянно  на коленях у хозяина.

— Шапка, шапка, где была?  — В цирке шапито.

— Что ж ты в цирке видела?  — Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки — всё, что было  в раздевалке.

В. Берестов


Стихи для чтения и заучивания наизусть

КАЛОША

Для резиновой калоши

Настоящая беда, Если день —

сухой, хороший, Если высохла

вода. Ей всего на свете хуже В

чистой комнате стоять: То ли

дело шлёпать в луже, Через

улицу шагать!

О. Мандельштам

 

Текст для пересказа

ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ

Мы   были   в   кукольном   театре.   Смотрели   спектакль   про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков.

А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает. 

Из пособия Успенской Л., Успенского М.

Вопросы:

Где были дети?

Какой спектакль они смотрели?

Почему Стёпка не смог найти носки?

Куда упал Стёпка?

Как Стёпка умывался?


Подвижные игры

  • Игра «Кто во что одет». Для этой игры требуется несколько участников. Ведущий говорит: «Кто в красной майке, присядь», или «Кто в зеленых штанах, похлопай в ладоши». Игрок, чей цвет назвали, должен выполнить заданные действия.
  • Хоровод. Дети водят хоровод, взрослый говорит:

«По дорожке Маша шла,
Маша тапочек нашла.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела, захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
— На, надень и попляши».

Обувь передается тому, чье имя названо.

  • Дорожки. Мы положили на пол несколько шарфиков – это были наши дорожки. И бегали, и прыгали по ним. Находили короткую-длинную дорожку, широкую-узкую.

Игра «Найди пару»

Достаньте разную обувь, которая есть в вашем доме. Разложите на полу, предложите ребенку отыскать пары. Если малыш легко справляется с заданием, рассортируйте обувь – с шнурками, с замочком, с застежкой и т.д.

Еще один вариант игры – разложите перед малышом носочки, предложите ему отыскать пары. Чуть позже добавьте мамины носочки, пусть ребенок разберет не только по парам, но и отделит маленькие от больших.

Поговорите с ребенком о том, что еще бывает парным: руки, ноги, уши, очки и т.д.

Логические игры:

  • Отделяем варежки от перчаток.
  • Сортируем одежду по принципу: большой, маленький, средний (подбираем брюки кукле из трех вариантов).
  • Сортируем по принципу: длинный, средний, короткий (шарф).
  • Игра «Что лишнее?» — (куртка, юбка, свитер и ножницы).
  • Игра «Продолжи ряд»
  • Игра «Соединялки» (рисуем парную одежду, задача ребенка соединить одинаковую друг с другом).
  • Пазлы – рисуем одежду, разрезаем на 3-4 части и готово.
  • Считаем количество вещей в мешочках (рисуем несколько мешочков, каждый «наполняем», предложить ребенку разложить цифры в мешочки).
  • Ищем тени к одежде.
  • Игра «Единственное и множественное число». Называйте ребенку предмет в единственном числе, а он во множественном. Например: ботинок – ботинки.
  • Игра «Что пропало?». Одежду или обувь разложите перед малышом. Уберите один – чего не хватает? Еще один вариант – поменять обувь местами – что изменилось?
  • Игра «Что спряталось». Возьмите несколько шапок, под одной из них спрячьте любой предмет или игрушку. Пусть малыш попробует угадать, где она.

Развиваем моторику

Игра «Бахрома для шарфиков». Вырежьте полоски из бумаги, разрисуйте их. Предложите ребенку ножницами порезать бахрому (нарисуйте до какого предела) на концах шарфика.





Интерактивные игры по теме

Комментариев нет:

Отправить комментарий