Тема недели "Урожай. Овощи - фрукты"



 Предметный словарь по теме:

Овощи, огурец, помидор, лук, морковь, свёкла, репа, капуста, картофель, редис, кабачок, чеснок, тыква, баклажан, болгарский перец, горький перец, редька, горох, бобы, фасоль; кочан, стручок, вершки, корешки, корнеплоды, огород, грядка, кустик, урожай.
Фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, банан, виноград, персик, абрикос, слива, вишня, киви, гранат, ананас, хурма; лайм, грейпфрут, плод, косточка, кожура, мякоть, долька, сад, дерево, ветка.
 Родителям рекомендуется:
- вспомнить и назвать с ребенком разные овощи и фрукты;
- если ребенок затрудняется, показать натуральные овощи и фрукты или рассмотреть их на картинках;
- закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты»;
- обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, запах;
- вспомнить где растут овощи, а где растут фрукты;
- рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из овощей, фруктов.


Овощи – огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу.
Фрукты – сочный съедобный плод какого-нибудь дерева.

Игры и упражнения по теме
«Что растет в саду, а что в огороде?» Взрослый называет овощ (фрукт), а ребенок отвечает, где он растет.

*«Узнай по запаху, вкусу, на ощупь» (использовать натуральные овощи и фрукты).

*«Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): груша – груши – много груш, …


*«Большой – маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): лук – лучок, 

*«Веселый счёт» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными): одно яблоко, два яблока, пять яблок, 

*«Назови сок, варенье, пюре» (образование относительных прилагательных): сок из груши – грушевый, варенье – грушевое; сок из тыквы – тыквенный, пюре – тыквенное, 

Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах».

  • Что это? (Название овоща.)
  • Где растет? (В огороде, на грядке.)
  • Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?
  • Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?
  • Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?
  • Что можно из него приготовить?

Поиск соответствующего понятия «Беседа о фруктах».

  1. Что это? (название фрукта).
  2. Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)
  3. Какой формы, цвета?
  4. Какой он на вкус?
  5. Какой он на ощупь?
  6. Что можно из него приготовить?

 Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)

  • Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают).
  • Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают).
  • Капусту — ... (срезают).
  • Картофель — ... (выкапывают).

 Поиск антонимов «Скажи наоборот».

  • Персик большой, а абрикос маленький;
  • у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;
  • апельсин круглый, а банан длинный;
  • лимон кислый, а персик сладкий;
  • апельсин больше, а мандарин меньше.

Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

  • Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); 
  • чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис);
  •  кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель); 
  • ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).
Составьте предложения с предлогами В, НА, С, ИЗ. (Морковь растет в земле. Морковь выдергивают из земли. Яблоко растет на ветке. Яблоко срывают с ветки.)

Составьте описательные рассказы с элементами сравнения 
Помидор – это овощ, а яблоко – это фрукт. Помидор растет на грядке, а яблоко – на дереве. Помидор – круглый, красный. Мягкий, кисло-сладкий. Яблоко – круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус, а из яблока – пюре, компот, варенье, повидло, джем.
Банан – слива, морковь – лимон,  помидор – персик, тыква – огурец

Игра «Исправь ошибки»

Письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

«Здравствуйте, дети!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблоч­ный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

Топтыжка»

Стихи, загадки, рассказы по теме
- РНС «Вершки и корешки»
- Дж.Родари «Приключения Чипполино»
- Н.Носов «Огурцы»
-  В.Сутеева «Мешок яблок»
- Л.Толстой «Косточка».

Пальчиковая гимнастика

Вышла Люба в огород —          (Ставят руки на пояс.)

Сколько у неё хлопот!                (Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)

Нелегко полить на грядке           (Разводят руки в  стороны.)

Овощи все по порядку:

Помидоры, лук, капуста             (Поочерёдно загибают палъцы на правой, затем на левой руке

                                                    на каждое название овоща.)

И горошек очень вкусный.

Репа, огурцы, чеснок,

Свёкла, редька и укроп.

                              И. Михеева

 

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»

"Косточка"     Л. Н. Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто—нибудь одну сливу? Все  сказали:

— Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто—нибудь из вас, это нехорошо, но не в  том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день  умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.


Диалог

Цели:  развивать   общие   речевые   навыки,   работать   над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

 АБРИКОС И ДРУГИЕ

Сказала мама: — Апельсин!

— Нет, абрикос! — воскликнул сын.

— Арбуз! — Раздался папин бас.

А дочь вздохнула: — Ананас...

Арбуз. Ананас. Апельсин. Абрикос.

А что же вкусней? Очень трудный вопрос.

Есть лёгкий ответ: — На вкус и цвет

Товарищей нет!

Б. Заходер


Игра «Подскажи словечко»

Цели:  развивать   речевой   слух,   чувство   рифмы,   учить связному монологическому

высказыванию (толкование загадки).

 

Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста, если я... (капуста).

 

Кругла да гладка, откусишь — сладка,

Сидит на грядке крепко, а зовётся... (репка).

 

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а... (лук).

 

На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков... (горох).

 

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом... (картошка).

 

Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Зовусь я... (свёкла).






Интерактивные игры по теме

Комментариев нет:

Отправить комментарий