Воспитание правильной и чистой речи ребенка – одна из важных в общей системе работы по обучению родному языку.
Чем богаче и правильней речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, тем лучше будут будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, его личность в целом.
И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Наша задача – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше научится ребенок говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
На что следует обращать внимание? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родители? На эти вопросы я попытаюсь ответить далее.
Недостатки произношения могут быт результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты речи важно обследовать ребенка у ортодонта.
Особое внимание обратить на слух. При незначительном снижении слуха, ребенок лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, при заболевании органов слуха своевременно обращаться к врачу.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом. Заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата еще недоступны (например, в 2-3 года произносит [л] и [р]), читать художественные произведения, предназначенные детям
школьного возраста.
школьного возраста.
Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков и задерживать своевременное овладение словарем.
Если ваш ребенок произносит неправильно какие-то звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот, хвалить.
Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков легко устранить и дома. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за плохую речь и требовать, чтобы не немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо тактично, доброжелательным тоном. Лучше дать образец правильного произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая книги, рассматривая иллюстрации, нередко родители предлагают ответить на вопросы по содержанию рассказа или по иллюстрации. Дети справляются с заданием, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, а предоставить возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки и дать образец.
Очень часто дети задают нам разные вопросы.
Иногда на них трудно найти правильный ответ, но уклоняться от ответа нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, поспит и т.д.), взрослый за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника в дальнейшем, будет стремиться к общению с ним.
В семье необходимо для ребенка создать условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получая от них не только новые знания, но и обогащая свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий