Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития. Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы попытаемся частично ответить.
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?На поставленные вопросы попытаемся частично ответить.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
Мальчики
|
Девочки
| |
Острота слуха до 8 лет
|
Выше
|
Ниже
|
Чувствительность к шуму
|
Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами
|
Более чувствительны
|
Кожная чувствительность
|
Ниже
|
Выше
|
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление)
|
Медленное.
С возрастом начинает лидировать
|
Быстрое
|
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).
|
Быстрое.
Имеется уже в 6 лет
|
Медленное.
Трудности даже в 13 лет
|
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга
|
Медленное
|
Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)
|
Речевое мышление
|
Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно
|
Лучше развита речь, но мышление более однотипно
|
Поисковая деятельность.
У детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества
|
Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи
|
Лучше выполняют типовые задачи
|
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)
|
Лучше
|
Хуже
|
Период врабатываемости
|
Медленно набирают нужный уровень работоспособности
|
Быстро набирают работоспособность
|
Развитие памяти
|
Длится достаточно долго
|
Завершается рано.
Больше опираются на механическое запоминание
|
Утомление
|
Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)
|
Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
|
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей
|
Низкое
|
Высокое
|
Скорость чтения
|
Ниже
|
Выше
|
Правописание
|
Хуже
|
Лучше
|
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении
|
Смотрят не на учителя,больше нацелены на информацию
|
Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение
|
Добрые слова (которые нравятся самим детям)
|
Полицейский, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов
|
Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше
|
Рисунки детей
|
Танки, самолёты, человек – паук
|
Дом, цветы, животные, человек
|
Нарушения речи
|
Бывают чаще и тяжелее.
Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях
|
Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии
|
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию
|
Адаптируются хуже, стараются не подчиниться
|
Адаптируются лучше
|
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.