10 октября 2018 г.

Особенности развития речи девочек и мальчиков

      Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. 
   Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития. Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.




  У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы попытаемся частично ответить.

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

Мальчики
Девочки
Острота слуха до 8 лет
Выше
Ниже
Чувствительность к шуму
Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами
Более чувствительны
Кожная чувствительность
Ниже
Выше
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление)
Медленное.
С возрастом начинает лидировать
Быстрое
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).
Быстрое.
Имеется уже в 6 лет
Медленное.
Трудности даже в 13 лет
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга
Медленное
Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)
Речевое мышление
Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно
Лучше развита речь, но мышление более однотипно
Поисковая деятельность.
У детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества
Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи
Лучше выполняют типовые задачи
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)
Лучше
Хуже
Период врабатываемости
Медленно набирают нужный уровень работоспособности
Быстро набирают работоспособность
Развитие памяти
Длится достаточно долго
Завершается рано.
Больше опираются на механическое запоминание
Утомление
Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)
Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей
Низкое
Высокое
Скорость чтения
Ниже
Выше
Правописание
Хуже
Лучше
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении
Смотрят   не на учителя,больше нацелены на информацию
Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение
Добрые слова (которые нравятся самим детям)
Полицейский, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов
Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше
Рисунки  детей
Танки, самолёты, человек – паук
Дом, цветы, животные, человек
Нарушения речи
Бывают чаще и тяжелее.
Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях
Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию
Адаптируются хуже, стараются не подчиниться
Адаптируются лучше
        Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.