20 октября 2018 г.

Интеллект – карта как средство развития связной речи у старших дошкольников


В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное    количество    технологий   и   методик. При   разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложила метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей.
Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом, бизнесменом Тони Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, и, кроме этого, активизируется мышление.
 Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.

 Полезные свойства интеллект-карт

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.


В работе с детьми, имеющими нарушения речи, интеллект-карты применяются следующим образом:

1 направление

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2        направление

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

               Главная идея обводится в центре страницы.
                 Лист располагается горизонтально.
               Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
               Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
               Каждая мысль обводится.
               В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

I. Составление интеллект-карты по закреплению и обобщению материала по изученным темам.

Последовательность работы:

1  вариант:

1.    Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)
2.       Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
3.       К каждому существительному подбираются слова-признаки.

  вариант:

-  К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова- действия.
Дети по составленной интеллект-карте составляют предложения, объединяя их в рассказ.

II.    Последовательность   работы при составлении интеллект- карты по рассказу:
               Чтение рассказа.
               Обозначение главной идеи в центре (название рассказа).
               Изображение веток в цвете от главной идеи с нумерацией.
               Разбор рассказа по частям с последующим моделированием.
          Моделирование рассказа полностью.
          Самостоятельное воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

При применении данного метода, возникает необходимость составить варианты работы с интеллект-картами в зависимости от сложности работы с ними и уровня развития детей.
1 вариант 
 Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом.
-  Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями.
2 вариант                 
Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданному рассказу и пересказывают его.
- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в горизонтальном направлении большой чистый лист (А4). В центре обозначается заголовок текста. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются разные толстые, кривые ответвления от заголовка. Затем вопросы задаются так, чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. С помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту.
3 вариант 
Дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем пересказывают его.
4 вариант 
Дети самостоятельно, составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям:
-  обозначается тема (например, профессии);
- дети составляют рассказ.
- дети составляют интеллект-карту, используя картинки и включая свои рисунки,       изображения;
-  по составленной интеллект-карте рассказывают свой рассказ.

Использование в работе метода интеллект-карт на логопедических занятиях позволило достичь положительной динамики у детей с речевыми нарушениями.
В развитии связной речи:
-   пополнился словарный запас;
-   улучшилась лексико - грамматическая структура речи;
-   дети научились связно,  последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Если говорить о психических процессах, то у детей:
-           развивается способность к мышлению;
-           развивается восприятие;
-           память;
-           творческие способности;
-           воображение.