В
педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется
достаточное количество технологий
и
методик. При разработке логопедических технологий
кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложила метод
интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей.
Метод интеллект-карт был
предложен и разработан английским психологом, бизнесменом Тони Бьюзен. Этот
метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с
помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, и,
кроме этого, активизируется мышление.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у
ребёнка способность к изображению окружающего мира.
Полезные свойства интеллект-карт
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо
перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не
только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь
на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета
интеллект-карта легко запоминается.
В работе с детьми, имеющими
нарушения речи, интеллект-карты применяются следующим образом:
1 направление
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться
итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют
навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и
пассивный словарь. Эта работа
проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2
направление
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно
и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при
разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь
становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых
занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой
интеллект – карты.
•
Главная идея обводится в центре страницы.
•
Лист
располагается горизонтально.
•
Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
•
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления
(в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
•
Каждая
мысль обводится.
•
В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность
представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
I. Составление интеллект-карты по закреплению и обобщению материала по
изученным темам.
Последовательность работы:
1 вариант:
1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние
животные, цветы и.т.п)
2. Дети называют
слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
3. К каждому существительному
подбираются слова-признаки.
2 вариант:
- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-
действия.
Дети по составленной интеллект-карте составляют предложения, объединяя их в рассказ.
II. Последовательность работы при
составлении интеллект- карты по рассказу:
•
Чтение рассказа.
•
Обозначение главной идеи в центре (название рассказа).
•
Изображение веток в цвете от
главной идеи с нумерацией.
•
Разбор рассказа по частям с последующим
моделированием.
•
Моделирование
рассказа полностью.
•
Самостоятельное воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
При применении данного метода,
возникает необходимость составить варианты работы с интеллект-картами в
зависимости от сложности работы с ними и уровня развития детей.
1 вариант
Дети воспроизводят рассказ по
схеме интеллект-карты, составленной педагогом.
- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы
по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями.
2 вариант
Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты
по заданному рассказу и пересказывают его.
- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в
горизонтальном направлении большой чистый лист (А4). В центре обозначается
заголовок текста. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются
разные толстые, кривые ответвления от заголовка. Затем вопросы задаются так,
чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. С помощью графических
изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту.
3 вариант
Дети самостоятельно составляют
интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем
пересказывают его.
4 вариант
Дети самостоятельно, составляют
рассказ и одновременно моделируют его по частям:
- обозначается тема (например, профессии);
- дети составляют рассказ.
- дети составляют интеллект-карту, используя картинки
и включая свои рисунки, изображения;
- по составленной интеллект-карте рассказывают свой рассказ.
Использование в работе метода интеллект-карт на
логопедических занятиях позволило достичь положительной динамики у детей с речевыми нарушениями.
В развитии связной речи:
- пополнился
словарный запас;
- улучшилась лексико - грамматическая структура речи;
- дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей
жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Если говорить о психических
процессах, то у детей:
-
развивается
способность к мышлению;
-
развивается восприятие;
-
память;
-
творческие способности;
-
воображение.