Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов, с помощью которых она существует. Речь осуществляется чрезвычайно сложным анатомо-физиологическим аппаратом, состоящим из центрального и периферических органов речи.
Центральный орган состоит из головного мозга, преимущественно коры его больших полушарий. К периферическим относятся органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Неразрывно связанные и взаимодействующие под регулирующим воздействием центральной нервной системы, все органы речи представляют собой сложную функциональную систему, в которой каждый из них играет свою определенную роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.
Разнообразные недостатки речи у детей (косноязычие, крикливый, тихий, грубый голос, слишком быстрый или медленный темп, заикание и пр.) с течением времени закрепляются, и их бывает очень трудно искоренить. Поэтому необходимо вовремя предупредить возникновение всякого рода речевых дефектов.
Очень важно оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла.
Вместе с тем нельзя нежить их излишним укутыванием, так как этим снижается сопротивляемость организма неблагоприятным условиям.
Дети любят засовывать в уши, нос мелкие камешки, горошинки и т.п. Надо следить за детьми и не допускать подобных «развлечений».
Важно приучать детей с малых лет полоскать рот после еды, чистить зубы, чтобы во рту не размножались бактерии, которые разрушают зубы и могут перейти по имеющемуся проходу в ухо.
Надо щадить слух ребёнка, оберегать его от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума. Даже когда ребёнок спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух.
Если воспитатели заметят, что ребенок часто переспрашивает, иногда неправильно понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит (особенно, если искажает звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, смешивает звонкие согласные с глухими, путает слова), то обязательно надо обратить внимание родителей к этим проявлениям и посоветовать обратиться к врачу — своевременное лечение почти всегда приносит исцеление.
В случае искривления у ребенка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу-стоматологу. Необходимо путем регуляции и других приемов исправить неправильный прикус. Большей частью это не требует длительного времени и происходит безболезненно.
Важно своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни затрудняющие дыхание: они не только препятствуют развитию нормального произношения , но нередко вызывают ночные страхи, приводящие к заиканию.
Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, воспитатели должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки — не кричали, не пели слишком громко, особенно на высоких тонах, не выходили разгоряченными на мороз, не пели на холоде. Надо также понимать что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Пренебрежение к этим требованиям приводит к тому, что из мелодичного, звонкого голос ребёнка становится сиплым, глуховатым, маловыразительным.
Хрипота голоса обычно возникает в результате простуды. Если домашними средствами (тепло, укутывание горла, горячее молока, чистое или с медом и т.п.) в течении недели не устраняется, во избежание её перехода в хроническую надо посоветовать родителям обратиться к врачу. Во время хрипоты нельзя позволять ребёнку много, тем более громко говорить, следует запретить пение, декламацию.
Важно помнить, что дефекты органов речи, особенно резкие, очень мешают естественному развитию речи, а также устранению её недостатков. Поэтому необходимо сделать всё, чтобы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше.
Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Нервная система у детей находится ещё в стадии развития, нежна, хрупка и не выдерживает сильных нагрузок. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в детском саду необходимо проявлять о нём особую заботу: оберегать от физических и психических травм, неудержимо бурных проявлений гнева и радости.
К детям надо относиться ровно, спокойно, предъявляя им разумные требования, которые они в состоянии выполнить. Надо умело, систематически и настойчиво воспитывать у них сознательную дисциплину, выдержку, собранность. Правильное воспитание обеспечивает устойчивость нервной системы против неблагоприятных воздействий на неё и поэтому предохраняет ребёнка от развития у него нервной, торопливой, невнятной речи, от заикания.